Плавание при гипер и гипотонусе у детей

Гипертонус и гипотонус у младенца — одни из самых частых диагнозов, которые ставят детям грудного возраста.

Гипертонус – состояние перенапряжения мышц.

Гипотонус – состояние, когда мышцы патологически расслаблены.

Проявления могут быть различной степени: от совсем незаметных родителям до четко бросающихся в глаза как с одной, так и с обеих сторон.

При мышечном гипертонусе ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, их трудно разогнуть, ребенок сопротивляется, при этом малыш плачет, запрокидывает голову назад, раздраженно реагирует на свет и звук. Кроме того, для гипертонуса характерны «кривошея», ручки, сжатые в кулаки, опора на цыпочки и поджатые пальцы. Такой малыш легко возбудим, часто плачет, нервничает, раздражается по малейшему поводу. При плаче у него часто дрожит подбородок.

Часто встречаются и случаи, которые, казалось бы, «выгодны» родителям: ребенок абсолютно спокоен, много спит и редко плачет, ручки и ножки вяло лежат вдоль тела, малыш мало двигается, не пытается взять игрушку, перевернуться, удержать голову. Это говорит о сниженном мышечном тонусе — гипотонусе.

Нарушение мышечного тонуса может стать причиной задержки физического и психического развития, может испортить ребёнку осанку, стать причиной неправильной походки, косолапости. Дети с гипертонусом в дальнейшем могут стать гипервозбудимыми, невнимательными и агрессивными, а дети с гипотонусом склонны к ожирению, гиподинамии, отставанию в развитии.

При малейших подозрениях на гипер- или гипотонус малыша нужно показать специалисту врачу-неврологу. Родители, которые в положенные сроки проходят врачей и вовремя начинают лечение, довольно быстро добиваются положительных результатов в коррекции мышечного тонуса.

Грудничковое плавание – эффективный способ нормализации тонуса у малышей с первых недель жизни.

Плавание для малышей — это не просто полезная и общеукрепляющая физкультура. Кроме физического развития и закаливания, занятия способствуют стимуляции всех биохимических процессов в организме. Дети становятся гораздо спокойнее, а их высокие адаптационные и когнитивные способности позволяют им гармонично и полноценно развиваться.

Основной задачей грудничкового плавания является укрепление здоровья, закаливание и стимулирование физического и психического развития ребёнка. Малыши, занимающиеся плаванием с рождения, быстрее адаптируются к окружающему миру – координация движений улучшается, навыки ползания, ходьбы развиваются быстрее. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметрия в работе межпозвоночных мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста, одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки

Новорожденный малыш сохраняет плавательные рефлексы. Для того, чтобы их перевести на стадию двигательного навыка, ребенку необходимы систематические занятия плаванием с самого раннего возраста.

Так чем же полезны занятия плаванием при гипер- и гипотонусе?

При гипертонусе в теплой водной среде организм расслабляется, снимается мышечное напряжение и скованность. Отмечается, что капризные дети становятся более спокойными, т.к. не испытывают дискомфорта.

При гипотонусе плавание укрепляет корсет и задает тонус. 

Ассиметрия корректируется путем постоянных смен поз в плавании. Ребенок совершает сгибательные и разгибательные движения, тем самым включая в работу различные группы мышц. 

Составляется программа занятий таким образом, чтобы включить в работу все группы мышц малыша.

Элементы разминки во многом схожи с элементами лечебной гимнастики, применяемой при гипер- и гипотонусе. Однако выполняясь в воде, упражнения оказываются эффективнее, а часто и приятнее для ребенка, так как нагрузка на суставы минимальна, следовательно они могут действовать с более высокой амплитудой, не вызывая болевых ощущений.

В процессе оздоровительного плавания даже совсем маленький ребенок может проявить максимум собственной активности при длительном сохранении позитивного настроя, что особенно важно при гипотонусе мышц.

Занятия при гипо- и гипертонусе имеют свои особенности:

На занятиях с малышами, у которых гипотонус, используется стимулирующая методика:

  • быстрый темп занятий
  • активная работа ножками и ручками
  • стимулирование самостоятельной работы мышц
  • поливания и нырки
  • во время занятий обязательно паузы на отдых.

Цель – добиться самостоятельных движений малыша.

При гипертонусе используется расслабляющая методика:

  • темп занятия медленный
  • движения аккуратные с потряхиваниями ручками и ножками
  • во время занятий задействуются верхние слои воды для минимального сопротивления
  • паузы на отдых
  • нырки.

Цель – снять напряжение и зажатость.

Плавание при гипер- и гипотонусе неотъемлемая часть оздоровления.

 

Инструктор Маргарита Столярова 

 

Контакты

Бассейн для детей «Акула»

Минск, ул. Леси Украинки, 22

Минск, ул. Уманская, 65

Минск, ул. Смолячкова, 26а

Режим работы: Пн-Сб с 9-00 до 20-00